0
0

 

В интернете участились случаи мошенничества в сфере банковских продуктов. Наиболее уязвимая категория – физические лица. Отсутствие специализированных знаний позволяет мошенникам получать доступ к конфиденциальным данным для кражи средств или оформления незаконных кредитов на чужое имя. Наиболее популярные виды мошенничества – социальная инженерия через интернет, а также прямые телефонные звонки. В этой статье речь пойдет о том, как обезопасить себя от телефонных мошенников и не попасть в ловушку собственной доверчивости.

Телефонные мошенники получают информацию о потенциальных «жертвах» через социальные сети, группы, а также на фейковых фишинговых сайтах. Особенно актуален перехват данных при оформлении кредита по интернету – различные онлайн займы без проверок, которые очень популярны в Казахстане. Чтобы снизить риски лучше всего не оставлять свои персональные данные на подозрительных сайтах, а оформлять кредит через официальные МФО. На сайте Smartzaim.kz огромный выбор компаний, которые работают по официальной лицензии национального банка.

Суть интерактивного обмана

Как ни странно, но преступники, которые занимаются телефонными аферами, чаще всего, отличные психологи. Весь метод воздействия построен вокруг поведенческих паттернов – злоумышленник воздействует на базовые импульсы человека:

  1. Растерянность.
  2. Испуг.
  3. Доверие.

В разных ситуациях применяются различные модели поведения. Телефонный мошенник может использовать как один, так и несколько приемов.

 

Звонит мошенник: к чему нужно быть готовым

Итак, при звонке злоумышленник преследует лишь одну цель – получить конфиденциальные данные с целью хищения денег с карты или оформления кредита на чужие данные. Чаще всего они представляются сотрудниками банка, службой поддержки или безопасности. Как было сказано выше, есть три типа воздействия:

  1. Вызов растерянности – в этом случае человек чаще всего уже имеет некоторую информацию о вас из социальных сетей или тематических групп. Его задача – дезорганизовать вас, вызвать сомнение, так проще и легче воздействовать на сознание. Как только вы допустите сомнение и начнете внимательнее слушать собеседника, наступает второй этап, на котором применяется следующий прием.
  2. Заставить бояться – телефонный мошенник захватил внимание. После этого на «жертву» оказывается психологический прессинг. Это может быть легкая форма – вам срочно нужно указать данные, так как у нас проходит сверка информации и неподтвержденные карты блокируются. Так и более жесткая форма воздействия: злоумышленники получили доступ к вашим счетам, сейчас вы не можете воспользоваться деньгами на карте, давайте срочно изменим пин-код, секретное слово, пароль.
  3. Отождествление себя с клиентом – звонок от мошенника застает человека врасплох и если злоумышленник сумел напугать собеседника, то далее он выражает всяческую поддержку, желание помочь и понимание ситуации. Задача преступника – войти в доверие и получить нужную информацию.

Типовой звонок от мошенника действительно напоминает разговор с оператором банка. Богатая специализированной терминологией речь, уверенный голос, грамотный подход, корректность. Отличить настоящего специалиста банка от преступника исключительно по телефонному разговору невозможно. Но есть «маркеры», которые помогут вам определиться.

 

Как себя вести, если звонит мошенник?

Взаимодействие с преступниками нужно свести к минимуму. Не стоит углубляться в полемику и вести долгие переговоры. В интернете часто можно встретить совет о том, что стоит также подшутить над злоумышленниками. Кто-то предпочитает грубые и оскорбительные ответы. На самом деле, чем меньше вы будете контактировать со злоумышленником, тем лучше. Если вы получили входящий вызов из «банка», то все, что нужно – выяснить какая именно проблема. После этого можно смело отключаться. Проверить информацию лучше по номеру телефона, который указан на банковской карте или в онлайн чате вашего финансового учреждения. Также – при визите в отделение банка.

Не удаляйте телефон и данные звонившего. Эту информацию обязательно следует передать в банк. Служба поддержки выявляет подобные номера и передает провайдеру для блокировки. Возможно, вы поможете кому-то избежать мошеннических атак на счета.

 

Маркеры, которые должны вызвать сомнения

Сотрудники банка в 99% случае самостоятельно звонят лишь 2 ситуациях:

  1. С предложением приобрести банковский продукт или услугу.
  2. С просьбой внести платеж по просроченному кредиту.

Даже если происходит форс-мажорная ситуация, требующая от вас определенных действий по защите данных, банковский специалист обрисует проблему и предложит прийти в отделение. Кроме того, звонок осуществляется с многоканального телефона, который легко найти на сайте банка.

Обратите внимание! Реальный сотрудник банка никогда не спрашивает CVV (CVC) код, Пин-код, а также не предлагает подойти к банкомату для дальнейшего решения проблемы.

Никогда не реагируйте на предложения озвучить подобные данные, перейти по ссылке, которую отправят в СМС, а также не называйте в телефонном режиме весь номер карты, пин-код, CVV (CVC) код.

Оставить отзыв

Согласен с обработкой моих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности